Экологическое образование для всех: содержание, методы, формы

Краткий библиографический указатель (1990—1997)


Содержание

V. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ УКАЗАТЕЛЕМ

   Литературные источники (статьи, учебники, монографии и т.д.), приведённые в библиографическом  указателе, имеют сквозную нумерацию. То есть „кодом“ каждого источника служит его номер, напечатанный слева. Для удобства читателя весь массив литературных источников сгруппирован в двух общих разделах: „I. Природа и цивилизация в зеркале экологии“ и „II. Экологическое воспитание и образование“. Общие разделы, в свою очередь, разбиты соответственно на 6 и 7 конкретных разделов. Внутри каждого из этих 13-ти разделов названия источников даны в алфавитном порядке, то есть по первой букве первого автора текста или по первой букве названия (если, например, это сборник статей). В конце каждого из разделов 1.2-1.6 и 2.1-2.6 приведены номера источников близкого содержания из других частей библиографического указателя. Для поиска произведений какого-либо автора служит „Именной указатель“. Цифры, поставленные против фамилии данного автора в „Именном указателе“, означают номера литературных источников, принадлежащих данному автору. Ориентируясь на эти номера, можно найти полное название источника внутри разделов I и II.

   Заметим, что „Именной указатель“ включает имена всех соавторов произведения независимо от того, в каком порядке они указаны в книге, статье и пр. Читателю следует иметь в виду, что наш библиографический  указатель не претендует на полноту представления всех опубликованных работ (особенно в разделе I). Если читателю требуется литература по определённой теме (а фамилии авторов работ ему заранее не известны), то целесообразно сначала обратиться к оглавлению библиографического указателя и просмотреть названия 13-ти разделов. Например, читатель интересуется тем, как учитывать в содержании экологического воспитания национально-культурные традиции. Тогда, очевидно, следует обратиться к разделу 2.2 и выбратьсреди приведённых там источников (а также работ близкого содержания, чьи номера приведены в конце раздела 2.2) явно относящиеся к теме.

   Если же ни один из 13-ти разделов не соответствует интересующему вопросу, то имеет смысл открыть „Дополнительный тематический указатель“. Он содержит сводки номеров источников (из разделов I и II),  относящихся прямо или косвенно к указанным в нём 15-ти темам. Предположим, читателю необходимо познакомиться с вопросом: экономические и правовые аспекты экологического просвещения. Тогда целесообразно в „Дополнительном тематическом указателе“ обратить внимание на рубрики: „Экономические и демографические аспекты экологической проблемы“, „Экология и право“, „Официальные документы РФ“, и последовательно просмотреть приведённые в них названия источников № 205, 209 и т.д., № 12, 17 и т.д., а также № 189, 214 и т.д. Разумеется, это не исключает просмотра и других разделов, скажем (в данном примере), - 1.6 и 2.7.

   Заметим, что в тех случаях, когда ведётся поиск статьи либо доклада (автора с известной читателю фамилией), причём эта статья либо доклад напечатаны в сборнике работ, то „Именной указатель“ не всегда поможет. Не исключено, что в таких случаях фамилия автора (и соавторов) текста в „Именном указателе“ отсутствует, хотя название сборника в библиографическом указателе где-то напечатано. Тогда сначала следует найти конкретный раздел (из числа 13-ти в оглавлении библиографического указателя), наиболее близкий по теме к названию сборника. А затем, ориентируясь на алфавитный порядок внутри раздела, проверить, включён ли этот сборник в указатель.