Опыт внедрения новых информационных технологий Научной библиотекой Томского университета на примере
освоения программного обеспечения VTLS

Introduction of New Information Technology in Tomsk University Library:
Mastering VTLS Software

Болотов А.В., Ерохина Г. С. Научная библиотека Томского государственного университета, Томск, Россия
Alexander V. Bolotov, Galina S. Erokhina Tomsk State University Scientific Library, Tomsk, Russia

В докладе излагается опыт библиотеки первого университета в Сибири, приобретенный ею на пути развития компьютеризации как составляющей части концепции совершенствования управления библиотекой. Рассматриваются некоторые мероприятия из комплекса нововведений, направленных на изменение библиотеки как системы и реализованных в рамках единственного в России библиотечного проекта TEMPUS TACIS (1995-1998 гг.): техническое оснащение, особенности сетевого проекта, выбор, приобретение и внедрение зарубежного автоматизированного программного обеспечения Virginia Technology Library System (VTLS), внедрение системы штрихового кодирования. Данная АБИС используется некоторыми крупными университетскими библиотеками США и Западной Европы и концентрирует в себе более, чем десятилетний опыт работы в системе Читатель-Библиотека-Информация. Особый интерес представляет методика, или организационно - технологические принципы освоения программного обеспечения, разработанные с использованием опыта европейских университетских библиотек. Выбор эффективных принципов управления внедрением зарубежной автоматизированной библиотечной программы во многом предопределил результат, который оказался успешным. Научная библиотека Томского государственного университета имеет в настоящее время реально функционирующую многофункциональную автоматизированную библиотечную систему. Полученные входе работы знания и опыт являются уникальными для университетских библиотек России, что дает основание полагать, что и то, и другое будет востребовано специалистами библиотек

Described is the automation experience of the first Siberian university library as part of the general library management concept. Discussed are some of the innovations aimed to change the library as a system that have been launched within the framework of the unique Russian project TEMPUS TACIS (1995-1998): the hardware; features of the network project; selection, purchase, and adaptation of the Virginia Technology Library System (VTLS) software, and the bar coding system. This automated system used by a number of large university libraries in the US and Western Europe can boast of more than ten-year experience in the patron-library-information system. Of special interest is the technique or management and technological principles of the software implementation based on the experience gained in some European libraries. The multifunctional VTLS software is now successfully used in the scientific library of Tomsk State University. Th paper shares the unique experience that may be of great interest to Russian university libraries.

Исторически сложилось так, что Научная библиотека Томского государственного университета занимает особое место в инфраструктуре университета. Она открылась одновременно с университетом в 1888 году, получила титул научного учреждения в 1934 г. за большие заслуги в формировании книжного фонда, с 1969г. имеет статус методического центра вузовских библиотек Западной Сибири. Потенциал библиотеки определяется не только величиной и разнообразием ее книжного фонда - около 4 млн. экземпляров документов разных видов, на разных языках, но и наличием квалифицированных кадров, обеспечивающих эффективное традиционное информационное обслуживание научных исследований и учебного процесса университета, а также ученых и студентов научных учреждений г. Томска и других регионов Сибири.

Развитие информационных технологий в сфере науки и образования поставило Научную библиотеку перед необходимостью изменения традиционных систем обработки, хранения и предоставления информации в соответствии с резко возросшими и изменившимися запросами пользователей. Для этого потребовалось решение трех взаимосвязанных задач: компьютерной поддержки внутрибиблиотечных технологических процессов и управления деятельностью библиотеки, формирования собственных информационных ресурсов в электронном представлении, организации доступа пользователей к электронным информационным ресурсам.

Автоматизация библиотеки началась в 1993 г. на основе программных продуктов, разработанных под руководством А.И. Вислого в Московском государственном университете. Первоначально это было программное обеспечение "Библиотека 2", а затем и "Библиотека 4". На первом этапе компьютеризации библиотека смогла начать формировать свою первую информационную базу - электронный каталог новых поступлений книг. Кроме этого, в 1994 г. с открытием Американского информационного центра, первого в сибирском регионе, впервые стал доступен Интернет. Техническое оснащение этого центра позволило уже в то время предложить читателям набор информационных услуг, в том числе, пользование базами данных, электронной почтой и др. Поскольку круг задач, связанных с обработкой и предоставлением информации непрерывно усложнялся, библиотека искала новые пути развития в направлении компьютеризации. Инициативы Томского университета позволили завязать сотрудничество с представителями европейского сообщества. В основу предполагаемого сотрудничества была положена концепция совершенствования управления библиотечными процессами, составляющей частью, которой стала идея компьютеризации библиотеки. Представленный на конкурс проект получил грант Европейского Союза и, таким образом, новый этап компьютеризации библиотеки был начат при поддержке четырех европейских университетских библиотек - участниц проекта TEMPUS (Trans European Mobility Programme for University Staff) TACIS (Technical Assistance to the Commonwealthe of Independent States) T-JEP 10027-95. Следует подчеркнуть, что проект TEMPUS для Научной библиотеки Томского университета в 1995 г. был единственным библиотечным проектом в России. Он назывался "Развитие управления библиотекой Томского университета" и предполагал комплекс нововведений, направленных на изменение библиотеки как системы, в том числе, ее первичное техническое оснащение, начальный этап автоматизации, адаптацию традиционных технологий к новым условиям, освоение современных способов планирования деятельности, в частности, стратегического планирования, изменение структуры библиотеки, качественное улучшение обслуживания читателей, повышение роли библиотеки в информационной среде университета, переподготовку кадров и распространение опыта работы.

Прежде всего, в рамках проекта для информатизации библиотеки были приобретены сервер SUN ENTERPRISE 3000 и библиотечное программное обеспечение корпорации VTLS (США, Вирджиния). Высокопроизводительный сервер данного типа (2 RISC-процессора, ОЗУ -
128 Мб) позволил эффективно запустить в эксплуатацию достаточно сложное, вследствие многофункциональности, программное обеспечение,
реализованное на СУБД Oracle 7.2. Ориентация на сервера модульного типа позволила на начальном этапе избежать чрезмерных затрат на оборудование. К выбору VTLS библиотеку привело изучение характеристик "цена/возможности" зарубежных библиотечных программ, консультации со специалистами и то обстоятельство, что эта программа используется не только в Америке, но и в Европе. Корпорация VTLS получила признание в 1984 году с появлением устойчиво работающей библиотечной системы (VTLS 84). В настоящее время ее продукты
применяются во многих крупных библиотеках мира. Можно упомянуть национальную библиотеку Финляндии, библиотеки Варшавского и Каталонского университетов, комплекс университетских библиотек в Швеции (г. Лунд). В университете Люван ля Нев в Бельгии в 1998 году
была запущена в эксплуатацию версия нового поколения - Virtua 98. АБИС VTLS представляет собой комплексную систему для  создания информационных ресурсов с интегрированной системой обслуживания читателей. Поскольку она уже успешно функционирует во многих
странах в течение долгих лет, то вобрала в себя самые последние элементы новых информационных технологий по схеме Читатель - Библиотека - Информация. Аналогов по полноте реализованных в ней библиотечных процессов, к сожалению, в России пока нет.

Задача обеспечения одновременного доступа большого числа пользователей к информационно-библиотечной системе могла быть решена при
наличии достаточно разветвленной и высокоскоростной локальной вычислительной сети. По результатам проведенного тендера среди фирм-поставщиков сетевого оборудования был выбран системный интегратор - томская фирма "Стек", реализовавшая локальную вычислительную сеть библиотеки. Выбор программного обеспечения VTLS, которое поддерживает архитектуру клиент-сервер,  сделал более
реальными требования к пропускной способности локальной вычислительной сети. Заложенная в основе сетевого проекта структурированность сети дает возможность как немедленно перераспределять рабочие места по принципу максимальной приближенности к описываемому ретроспективному вводу в условиях недостатка компьютеров, так и сразу же включать в работу, вновь поступившую технику. В настоящее время в библиотеке функционирует 2 Novell сервера, имеется 97 автоматизированных рабочих мест, в том числе 55 рабочих мест для
читателей. Успешное освоение новых технологий позволило библиотеке включиться в программу создания университетских центров Интернет, проводимую в рамках программы Института Открытое Общество "Интернет - российским университетам". Размещение внутри библиотеки двух классов Интернет на 39 мест было признанием подготовленности к эффективному использованию новых информационных технологий. Дистанционный доступ пользователей к электронным ресурсам библиотеки осуществляется через корпоративную сеть Томского
университета, частью которой является локальная вычислительная сеть библиотеки.

Применение программного обеспечения корпорации VTLS обеспечивает эффективное управление крупными библиотеками. Структура программного обеспечения соответствует архитектуре клиент-сервер и существенно снижает нагрузку на компьютерную сеть. Программное
обеспечение включает следующие программные модули, или подсистемы: управление комплектованием, управление каталогизацией, управление периодическими изданиями, управление книговыдачей, электронная инвентаризация, интерактивный каталог общего доступа, статистика, управление доставкой документов, резервирование, базы данных статей. Приобретение дополнительных подпрограмм, таких, как объединенный каталог, а также дополнительного числа лицензий может еще более увеличить возможности системы. Кроме того, использование подпрограммы "Библиографическое фильтрование" позволяет уже сейчас реализовать процесс корпоративной каталогизации
вместе с другими библиотеками города Томска. Программное обеспечение поддерживает формат обмена данных USMARC. Для работы с внешними клиентами имеется удобный WWW интерфейс. Число внутренних пользователей, имеющих доступ к электронному каталогу, ограничивается числом лицензий (их приобретено пока 16), в то время, как число внешних пользователей не ограничено. Пользовательский
интерфейс работает в операционной системе Windows 3.11/95.

Организационно-технологические способы освоения ПО VTLS основывались на использовании опыта европейских университетских библиотек, например, библиотек Утрехтского университета (Нидерланды), Эксетерского университета (Великобритания). Большое значение имел для нас обмен опытом с библиотекой Лундского университета (Швеция), в которой VTLS функционирует уже десяток лет. На первом этапе возникла необходимость обучения библиотекарей основам работы на персональном компьютере. Эта задача решалась с помощью факультета информатики Томского университета, преподавателями которого был разработан курс обучения на 40 часов, реализованный в библиотеке. Одновременно с обучением сотрудников в январе 1997 года началось постепенное освоение возможностей программы VTLS.
Адаптация программного обеспечения к условиям применения в библиотеке включала его локализацию и русификацию. Для этого сотрудниками самой библиотеки был выполнен значительный объем перевода с английского языка на русский - более 5 Мб, который включил
перевод текстовых файлов сообщений программы и перевод комплекта документации, состоящего из 10-ти руководств к отдельным программным модулям. Следует упомянуть о политике работы VTLS со своими клиентами, которая предполагает обязательное обучение пользователей на местах опытными инструкторами корпорации в рамках технической поддержки. Кроме того, существует практика ежегодных встреч пользователей VTLS в Европе в форме конференций.

Освоение программного обеспечения VTLS в течение года проходило в форме эксперимента, основная задача которого состояла в том, чтобы отработать выполнение библиотечных процессов в соответствии с возможностями отдельных подсистем, разработать технологические и методические основы для последующей работы персонала библиотеки. В ходе эксперимента были освоены возможности всех основных программных модулей VTLS и, в первую очередь, модуля "Каталогизация". С ноября 1997 г. электронный каталог ведется только на основе
программы VTLS. Его объем пока сравнительно небольшой - немногим более 60 тысяч библиографических записей, преимущественно новых поступлений. Использование в программе "Библиотека 4" и в VTLS одного формата записей - USMARC - позволило перенести ранее наработанный массив в VTLS. Сейчас библиотека каталогизирует и новые поступления, и ретроспективную часть книжного фонда на основе VTLS. Внедрение VTLS побудило нас серьезно заняться изучением формата USMARC.

Очевидно, что качество электронного каталога выявляется в процессе его использования. Сотрудниками библиотеки был проведен социологический анализ читательских запросов и мнений об электронном каталоге. Практика подобных опросов дает возможность более широко учитывать мнения читателей и планировать текущую работу по пополнению электронного каталога. В настоящее время библиотека готова отказаться от традиционно трудоемкого и достаточно дорогостоящего процесса печати каталожных карточек. Это возможно при увеличении числа компьютеров для внутреннего использования в зале каталогов, в то время как внешние пользователи уже сейчас используют преимущества электронного каталога по отношению к карточному. Однако на период адаптации системы печать карточек не прерывалась в силу того, что часть пользователей достаточно консервативна и активно обращается к традиционному карточному каталогу.

Подсистема "Книговыдача" обеспечивает управление операциями по обслуживанию пользователей. В феврале 1998 г. на базе читального зала экономической литературы подсистема "Книговыдача" была введена в действие. Большая подготовительная работа, выполненная библиотекой
в ходе внедрения этой подсистемы, потребовала освоения и внедрения технологии штрихового кодирования изданий и читательских билетов, поскольку функционирование данного программного модуля основано на использовании штрихового кодирования, что значительно упрощает и улучшает как процесс обслуживания читателей, так и учет фондов. Для регистрации книги или читателя достаточно с помощью сканера считать штриховой код, с которым далее будет работать библиотечная программа. Процесс обслуживания занимает очень небольшое время, необходимое для занесения информации о книге в электронный формуляр читателя. Информация о том, что книга занята, позволяет избежать повторного запроса на уже выданную книгу. В нужный момент при возврате книги система сообщит о том, что существует очередность пользования данным изданием. Кроме того, штриховой код мгновенно позволяет найти всю информацию об имеющейся в библиотеке книге, в
том числе, о том, где она находится, и становится ее идентификатором. Опыт работы по штриховому кодированию книг и билетов читателей
уже имеется в крупнейших библиотеках России, и мы с ним знакомы. Тем не менее, нам пришлось практически самостоятельно освоить технологию штрихового кодирования, что называется, с азов: с изучения преимуществ и возможностей до разработки дизайна этикетки и самостоятельного изготовления штриховых кодов с помощью термопринтера. Мы применяем для штрихового кодирования широко используемый стандарт EAN 128. В настоящее время снабжение каждого поступающего в библиотечный фонд экземпляра этикеткой со
штриховым кодом является обязательным элементом учета и технической обработки библиотечных документов.

С помощью VTLS можно уже сейчас предоставить доступ пользователей к электронным публикациям ученых университета через Интернет посредством реализации просмотра мультимедиа-приложений в Windows. Причем, мультимедиа - приложения к VTLS могут включать в себя
также звук и анимацию.

До начала процесса поэтапного ввода в эксплуатацию программного обеспечения VTLS был создан отдел компьютерных технологий. Основная идея состояла в том, что сотрудники отдела, не будучи специалистами, в направлениях библиотечной работы, самостоятельно осваивают и запускают систему в целом. После этого они обучают главных специалистов-библиотекарей работе с конкретными программными
модулями. Кроме этого, была создана технологическая группа, на заседаниях которой вопросы адаптации программного обеспечения обсуждались совместно специалистами по программному обеспечению и библиотекарями. Такой метод "мозгового штурма" при участии специалистов разного профиля приводил к быстрому пониманию сути проблем, к взаимообучению и взаимопониманию. Таким образом, через
технологическую группу осуществлялась обратная связь между программистами и библиотекарями, что делало возможным обучение библиотекарей еще на этапе освоения составляющих программного обеспечения. Следующим шагом явилась передача знаний от главных специалистов - библиотекарей сотрудникам отделов. На этом этапе большое значение имели визиты инструкторов из корпорации VTLS, поскольку к моменту встреч с ними в библиотеке уже имелось представление о возможностях новых библиотечных технологий, заложенных в
VTLS. В результате были сформированы группы инструкторов внутри библиотеки, которые провели обучение остальных библиотекарей (каждый по своей специализации). Организационно-технологические способы управления процессом адаптации и внедрения программного
обеспечения оказались достаточно эффективными: уменьшили расходы и время на обучение и переобучение персонала, повысили качество обучения, вовлекли практически всех сотрудников в процесс автоматизации библиотеки и совместными усилиями библиотекарей - специалистов в различных направлениях традиционной технологии - и сотрудников отдела компьютерных технологий ускорили решение задач адаптации. Освоение vtls оказалось чрезвычайно полезным и интересным, так как позволило сразу же, своими руками использовать в НБ ТГУ все новое, что невозможно было себе представить, не пройдя десятилетия по пути постепенного создания отдельных элементов АБИС.
Естественно, что поначалу было очень трудно осознать, для чего нужны те или иные подсистемы подобной АБИС. Ряд командировок сотрудников библиотеки в учреждения, использующие аналогичные АБИС за рубежом, позволил быстро и эффективно снять многие вопросы
внедрения. Неоценимое значение имело участие в ежегодной конференции европейской группы пользователей VTLS в университете Люван ля
Нев.

В ходе работы начала формироваться новая технология подготовки информации для конечного пользователя, которая основывается на традиционной технологии и постепенно ее модернизирует в соответствии с новыми задачами библиотеки. Суть ее в следующем: отказ от печати карточек в будущем; трансформация инвентарной формы учета в идентификацию единицы хранения с помощью машиночитаемого штрихового кода; более строгий и частый, вплоть до ежедневного, учет наличия фонда при электронной инвентаризации; соединение процесса создания первичного библиографического описания на этапе комплектования литературы с первичной каталогизацией изданий по четко очерченным правилам. Данные элементы новой технологии продиктовали необходимость изменения структуры библиотеки. Они же позволят экономить ресурсы, так необходимые для организации более качественного обслуживания пользователей библиотеки даже в наше трудное время.

Таким образом, благодаря тщательной проработке вопросов, реалистичному планированию, грамотной организации процесса внедрения новых информационных технологий, а также благодаря увлеченности и энтузиазму сотрудников, обусловленному пониманием преимуществ вводимых новшеств и интересом к ним, коллективу библиотеки удалось значительно продвинуться в направлении перехода на
качественно иной уровень работы. Дальнейшие задачи состоят в наращивании информационного потенциала и заключаются в следующем: 1) максимально быстрое наполнение электронного каталога; 2) расширение функциональных возможностей VTLS путем увеличения числа лицензий; 3) применение новых возможностей VTLS; 4) размещение на сервере библиотеки полнотекстовых источников научной информации.