О принципах корпоративного взаимодействия библиотек

Principles of Corporate Cooperation in Libraries

Дробышевский Д. В.
                    Областная универсальная научная библиотека, Томск, России

ЕрохинаГ.С.
                            Научная библиотека Томского государственного университета, Томск, Россия

 Размарилова Н.И.
                       Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета, Томск, Россия

 Dmitry V. Drobyshevski
   Tomsk Regional State Universal Scientific Library, Tomsk, Russia

  Galina S. Erokhina
       Tomsk State University Scientific Library, Tomsk, Russia

       Natalia I. Rasmarilova
             Tomsk Polytechnic University Sci-Tech Library, Tomsk, Russia

Сотрудничество библиотек в объединении своих информационных ресурсов ограничивается рядом факторов: ведомственная принадлежность,
разное техническое и технологическое состояние библиотек, отсутствие единой идеи, цели или задачи, недостаток финансовых средств и
преодоление сложившихся стереотипов в психологии сотрудников библиотек. Рассмотрены стимулы и возможные пути сотрудничества
библиотек в объединении своих информационных ресурсов на основе использования новых информационных технологий. Предлагаются
базисные принципы корпоративного взаимодействия библиотек города в период подготовки и выполнения проекта "Открытая электронная
библиотека г.Томска". Описана организационная структура управления проектом, позволяющая максимально полно использовать потенциал
всех участников корпорации.

Cooperation of libraries in sharing their informational resources is impeded by the following factors: conflicting departmental subordination and technological levels of
libraries, absence of a single idea and purpose, lack of funds, and the need to overcome psychological stereotypes of the library staff. Examined are possible ways of
library cooperation and sharing their information resources on the basis of new information technologies. Basic principles of corporate cooperation efforts of Tomsk
libraries in the process of preparation and implementation of the “Open Electronic Library in Tomsk” project are presented. The organizational structure that permits
to more effectively use the potential of all corporation members is described.

Город Томск известен как крупнейший в России научный и образовательный центр. В последние годы в нем сложилась развитая библиотечная
инфраструктура, которая включает в себя несколько ведомственных библиотечных систем: массовые библиотеки, вузовские, сеть медицинских
библиотек, академические библиотеки. Многие из них активно перешли на внедрение новых информационных технологий, понимая, что
будущее библиотек составит культура, зависимая от современных информационных технологий. И если библиотека не будет иметь таковых, то
окажется неспособной взаимодействовать с другими организациями.

Первый этап библиотечной автоматизации, когда каждая библиотека шла своим путем, для томских библиотек уже пройден. Накоплен
определенный опыт. Возник вопрос: как коллективно использовать все созданные в библиотеках информационные ресурсы, есть ли
возможность предложить их пользователям, каким образом можно консолидировать свои усилия в области обмена информацией.

Сотрудничество библиотек города в объединении своих информационных ресурсов в последнее время было ограничено. Сказывалась
ведомственная принадлежность библиотек и, возможно, главной причиной было отсутствие единой идеи, цели или задачи, которая бы
позволила скооперировать свои усилия в ее достижении. Но на пути консолидации библиотек возникает множество проблем, как
технологического, так и психологического характера. Любое объединение вызывает необходимость сравнения технологического состояния
библиотек, уровня автоматизации и осознанного выбора единой технологической модели взаимодействия. Выбранная модель неизбежно ведет
некоторых участников корпоративного сообщества к существенной перестройке имеющихся технологических процессов. И как следствие этого
- возникновение финансовых затрат, преодоление сложившихся стереотипов в психологии сотрудников библиотек. Стимул для объединения
библиотек в совместной деятельности должен быть настолько силен, чтобы участники объединения пошли на возможные издержки. И таким
стимулом может явиться как появление дополнительных финансовых возможностей, так и готовность библиотек объединиться именно в
данный момент и решать проблему, актуальную на сегодняшний день для всех участников корпорации. Сейчас уже общепризнанна, что только
на основе кооперации своей деятельности в комплектовании, раскрытии фондов, обслуживании читателей, внедрении современных
технологий библиотеки могут эффективно выполнять свои функции. Никто не хочет оставаться на обочине, в стороне от пути, по которому
идет мировое библиотечное сообщество.

Библиотекам нашего города представилась уникальная возможность корпоративного взаимодействия в области использования современных
средств

телекоммуникации после объявления Институтом Открытое Общество конкурса "Российские корпоративные библиотечные системы". Этот
факт явился мощным стимулом к объединению усилий пяти библиотек города Томска по воплощению идеи создания единого
информационного пространства города на принципах распределенной корпоративной библиотечной системы, которая получила свое развитие
в проекте "Открытая электронная библиотека г. Томска".

Участниками проекта стали три вузовских и две публичных библиотеки:

Научная библиотека Томского государственного университета;

• Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета;

• Научная библиотека Сибирского государственного медицинского университета;

• Областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина;

• Муниципальная информационная библиотечная система г.Томска.

Данная группа библиотек имела все необходимые предпосылки для объединения:

• согласие библиотек-участников совместно решать проблемы независимо от их ведомственной принадлежности и различий в технических и
технологических вопросах;

• материально-техническую базу для внедрения новых информационных технологий, техническое оснащение;

• автоматизированные библиотечные системы (программные средства);

• современные телекоммуникации;

• квалифицированных специалистов.

И основной предпосылкой для корпоративного взаимодействия стали все возрастающие потребности разных групп читателей города и
области. На этапе формирования заявки на конкурс вырабатывались принципы взаимодействия библиотек-участниц, главным из которых стал
принцип равноправного включения библиотек в единое информационное пространство. Основой взаимодействия был выбран такой вид
корпорации, как "некоммерческое партнерство".

Изначально управление корпоративным проектом предполагало создание некой структуры, в которую могли войти представители
заинтересованных сторон. Для коллегиального решения вопросов на начальном этапе был сформирован Координационный совет, который, по
нашему мнению, должен играть определяющую роль в принятии решений. Определилась основная задача совета и базисные принципы, на
которых должна строиться организация взаимодействия участников проекта. Задача Координационного совета - разработка ясной,
согласованной стратегии и содействие реализации проекта. Базисным принципом корпоративного взаимодействия является согласие в
принятии решений, или, точнее, способность к принятию компромиссных решений.

Координационный совет принимает решения по наиболее важным вопросам, касающимся соблюдения единой политики в совместной работе
организаций-участниц и являющимся ключевыми для реализации проекта, хода выполнения работ по проекту в целом, утверждения планов
работ и отчетов по проекту, определения приоритетных направлений дальнейшего развития проекта и включения в проект новых участников.
Формирование Координационного совета происходило во время подготовки заявки на конкурс: в него вошло по одному представителю от
каждой организации-участника проекта, по одному представителю от областной и городской администрации, представитель Университетского
Центра Интернет (как головной организации проекта). Из членов Координационного совета избран председатель, а также руководитель
корпоративного проекта.

В ходе работы становилось ясным, что для выработки единого подхода к решению технических и технологических задач необходимо тесное
взаимодействие компетентных сотрудников каждой организации-участника проекта. Из числа компетентных сотрудников каждой
организации-участника было сформировано две группы: группа технических специалистов и группа специалистов-каталогизаторов. Принцип
их формирования - по одному специалисту в каждую группу от организации-участника. В группах избраны руководители, каждый из которых
вошел в состав Координационного совета. Рабочие группы специалистов ведут работу в соответствующих направлениях. Группа технических
специалистов занимается решением задач поддержки единой технической политики, согласования сетевого взаимодействия участников и
внутренних регламентов технических работ в каждой организации. Группа библиотечных специалистов занимается гармонизацией внутренних
форматов автоматизированных библиотечных систем в библиотеках. Руководители рабочих групп имеют возможность представлять мнение
группы на Координационном совете, выносить на обсуждение вопросы, требующие принятия решений. Практика показывает, что работа этих
групп очень эффективна для реализации проекта.

Сейчас можно уже оценить некоторые результаты в организации взаимодействия библиотек-участниц проекта и управления проектом в целом.
Работа Координационного совета в период подготовки проекта, а также первый, пусть непродолжительный опыт сотрудничества позволяет
нам сделать вывод о целесообразности выбора именно такой структуры управления корпоративным взаимодействием библиотек, особенно для
библиотек, имеющих разные задачи и функции и различную ведомственную подчиненность. Все участники библиотечной корпорации
согласны на дальнейшее сотрудничество в создании распределенной корпоративной библиотечной системы и использовании новых
технологий для организации современного информационного обслуживания, и после окончания финансовой поддержки Фонда Сороса.