634050 Томск, пр.Ленина 34а
8 (3822) 53 42 99
http://www.lib.tsu.ru




 Библиотека открыта в 1888 году
 одновременно с университетом


     Миссия библиотеки

Электронный каталог

Электронная библиотека. Публикации ТГУ

Электронные ресурсы

Поиск электронных изданий A-to-Z

Исследователям

Новые поступления

Выставочный зал

Периодические издания в библиотеках Томска

Библиотеки Томска



ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ








На главную

НОВОСТИ


Приглашаем посетить художественную выставку „Томск в живописи и графике XIX века“, открытую
в выставочном зале Научной библиотеки Томского государственного университета.

   Градостроительная иконография Томска является интереснейшим явлением культуры и входит в число важных источников по истории градостроительства города. На выставке представлено 58 живописных и литографических работ художников — Ю. Ф. Флека, М. Колосова и П. М. Кошарова. Все их работы, посвященные Томску, были выполнены в период с 1863 г. по 1888 г. При этом сюжеты их работ отмечены определенным замыслом и  все вместе они складываются в интересную панораму Томска и его окрестностей второй половины XIX столетия. И хотя одни работы художников выполнены превосходно, другие менее удачны, тем не менее, это те виды города, которых во многом уже нет, или сохранились лишь небольшие их фрагменты.

   Выставку открывают литографические работы Ю. Флека, изданные им в Варшаве в 1868 г. Юлий Фолькмар Флек (1813–1888) родился в Саксонии. В 1837 г. он приехал в Варшаву и стал работать в литографической мастерской известного литографа Ф. Шустера, от которого он затем ее унаследовал. Накануне польского восстания 1863 г., Флек поддерживал повстанцев, печатая для них прокламации в своей литографии. Как многие участники восстания он не избежал ссылки, которую отбывал в Томске.

   За время невольного проживания в Томске, Ю. Флек сделал около 40 рисунков, на которых запечатлел различные городские пейзажи. В 1868 г. Ю. Флеку вернулся из ссылки в Варшаву и продолжил заниматься делами литографической мастерской. Многие свои рисунки, сделанные в Томске, он перевел на литографский камень и напечатал.

   В Научной библиотеке хранится 10 литографий Ю. Флека, на которых художник запечатлел виды Томска — „Вид Воскресенской церкви в г. Томске“, „Вид Томска с Монастырской рощи“, „Евангелическая церковь в г. Томске“, „Благовещенская церковь. Ратуша и городская дума в г. Томске“ и др. Литографии, выполненные Ю. Флеком, дают прекрасное представление о пространственном расположении центра города и его окраин в 60-е годы XIX столетия.

   В ноябре 1871 г. вышел из печати альбом „Виды Томска и его окрестностей“, подготовленный художником М. Колосовым. В альбом было включено 25 литографических работ художника. Среди них: „Дом В. И. Асташева“, „Верхняя Елань“, „Вид Томска с запада“, „Весенняя пристань“ и др. Рисунки художник делал с натуры, а в начале 1871 г. он перевел их на литографский камень. Печатали рисунки М. Колосова в литографии Ю. Рогуля, которая была открыта в декабре 1870 г. при Томской губернской типографии. На выставке представлены 22 литографические работы из этого альбома. Каких-либо сведений о личности М. Колосова найти не удалось.

   Отдельные виды Томска представлены также на 26 живописных и литографических работах художника Павла Михайловича Кошарова (1824–1902). В 1846 г. он закончил Академию художеств, получив свидетельство на право преподавать рисование в гимназиях. Некоторое время он работал в Симферопольской гимназии, затем в Петербурге в Вознесенском училище.

   В 1854 г. П. М. Кошаров приехал в Томск. Он сначала работал в должности учителя рисования и чистописания в Томской мужской гимназии, а в период с 1877 г. по 1893 г. в Алексеевском реальном училище. В летнее время Кошаров часто бывал на Алтае, много путешествовал по Западной Сибири. Из своих поездок он привозил многочисленные этюды и альбомы с зарисовками, эскизами, набросками. В 1880–90-е гг. художник стал часто устраивать небольшие выставки своих новых работ, на которых ярко и образно представала природа необъятных просторов Сибири, виды городов, сел, деревень, облик и быт коренного населения.

   Уже в начале 80-х гг. в творчестве Кошарова появляется тема городского пейзажа. На выставке представлено 12 его живописных работ. Многие из зданий, документально запечатленные кистью художника, не сохранились до наших дней: „Каменный театр Королева“, „Новопостроенный собор во имя св. Троицы“ и др.

   Интересны и его жанровые работы, под которыми художник сделал подписи сам: „Улица Магистратская во время масленицы в 1897 г.“, „Вид Садовой улицы утром 1-го января во время 50° мороза“, „Вид Магистратской во время грязи в последних числах сентября“, „Вид из окна дома Кошаровой во время лунного вечера 31 декабря 1899 года (7 часов вечера)“ и др.

   В 80-х гг., на основе живописных городских пейзажей, П. М. Кошаров подготовил ряд литографических работ. В июне 1886 г. он печатает в типографии Михайлова и Макушина подборку из 8 работ, назвав альбом „Виды Томска“.

   Выставка, на которой представлены работы художников Ю. Флека, М. Колосова и П. Кошарова, знакомит с наиболее выдающимися и чем-либо замечательными зданиями города и его окрестностями, что дает нам образное представление о том, как выглядел наш Томск в конце XIX в.



  новость от 14.06.2011



  © Научная библиотека ТГУ
         1997—2014


[Как стать читателем] [Расписание работы] [Читальные залы] [Абонементы] [Контактная информация] [Практические советы] [Карта сайта] [Книга гостей]