Новости30 июня 2023
Как реставрируют книжные памятники
Специалисты Регионального центра консервации документов (РЦКД) реставрируют редкое издание «Басен» французского поэта Жана де Лафонтена (1621–1695), вышедшее в середине XVIII века тиражом всего в тысячу экземпляров. Это роскошное четырехтомное издание, напечатанное на дорогой веленевой бумаге, в малиновом сафьяновом переплёте с золотым линейным тиснением по краю и с золотым обрезом, знаменито ещё и тем, что в нём использованы иллюстрации французского художника-анималиста и гравёра Жана Батиста Удри (1668–1755). Оно поступило в библиотеку в составе книжного собрания графа Григория Александровича Строганова (1770–1857), которое было передано его сыновьями Александром и Сергеем в дар первому сибирскому университету. Но, к сожалению, не все сокровища книжной культуры на протяжении веков сохраняют свой первозданный вид. Так произошло и с томами «Басен» Лафонтена из Строгановской библиотеки. – В 1880 году при распаковке прибывших в Томск ящиков с подаренным книжным собранием обнаружилось, что часть книг пострадала от сырости, что было отмечено в первом печатном каталоге библиотеки, – пояснила ведущий библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников Ольга Крупцева. – Два из четырёх роскошных томов получили серьёзные повреждения, в таком виде они находились на хранении в фонде более сотни лет. К реставрации повреждённого сыростью шедевра полиграфического искусства XVIII века приступили в 2014 году. Часть отреставрированных гравюр к басням были представлены в 2018 году в Томском областном художественном музее на выставке «От берегов Темзы до вершин Алтая», приуроченной к 140-летию Томского университета.
– Поступившее на реставрацию иллюстрированное издание «Басен» Лафонтена сильно пострадало от влаги, – пояснила заведующая сектором реставрации и консервации документов, художник-реставратор 1 категории Вероника Журавлева. – Разрушен переплет, пожелтевшие гравюры деформированы, с многочисленными водными затеками и сквозными пигментальными пятнами. На страницах многочисленные разрывы, повреждения микроорганизмами, утрата бумажной основы, а в отдельных местах – сцементирование бумаги.
На дореставрационном этапе проводят предварительные лабораторные исследования – они позволяют выбрать способ реставрации и принять решение о выборе тех или иных реактивов.
Непосредственно реставрационные мероприятия начинаются с механической очистки листов от поверхностных загрязнений: ослабленную бумагу очищают от загрязнений и пыли мягкими щетками и кистями, ватными тампонами, скальпелем и резиновой крошкой.
– Мы промываем гравюры в кювете на подложке из холитекса, – комментирует Вероника Журавлева. – В ванну размером больше загрязненного листа наливам дистиллированную воду и опускаем на поверхность воды холитекс. На него кладем загрязненный лист и, используя ватный тампон либо кисть, слегка равномерно увлажняем. Такая промывка проводится в несколько этапов и чередуется с тампонированием на оргстекле.
О других этапах процесса реставрации гравюр к «Басням» Лафонтена – в нашей следующей публикации. RSS подписка на новости Научной библиотеки
|