RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Новости

10 November 2025
Выставка комиксов из фондов Научной библиотеки открылась в Российско-немецком Доме

10 ноября в Томском областном Российско-немецком Доме начала работать выставка «Слово и линия. Комикс как синтез искусств». Издания из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета представляют комикс как синтез изобразительного и литературного начал во всем разнообразии форм и жанров. 

Пять тематических разделов выставки показывают особенности визуального повествования комикса: от истории развития, основ композиции, выразительных приёмов до стилистического разнообразия и примеров «высокой литературы» в формате графического романа.

Посетители смогут увидеть, как в разных эпохах и странах авторы по-разному интерпретировали язык комикса. В журнале «Будильник» за 1866 год, одном из первых российских сатирических изданий, активно использовались последовательные рисунки с короткими подписями – прямые предшественники комиксов. В сборнике немецкого художника и поэта Вильгельма Буша (1832–1908), одного из родоначальников европейского комикса, в стихах и рисунках разворачивается целая история о двух непослушных мальчишках – Максе и Морице. Номера любимого журнала советской детворы «Мурзилка» за 1937 и 1949 годы знакомят с иллюстрированными рассказами про пушистого желтого человечка в красном берете.

Поворотным моментом в восприятии комикса как формы «взрослого» искусства стал графический роман американского художника и писателя Арта Шпигельмана «Маус: рассказ выжившего» (1972–1991), основанный на семейной истории. Персонажи трагедии Холокоста представлены в нём в образах антропоморфных животных. Автобиографичность и обращение к социальным потрясениям ХХ века характерны и для других графических романов: «Персеполис» (2000–2003)  французско-иранской художницы и писательницы Маржан Сатрапи, «Твой дедушка Вася» (2021) журналистки и переводчицы Анны Рахманько и датского художника Миккеля Соммера.

Графический травелог «Иерусалим» (2011) канадского художника-карикатуриста и мультипликатора Ги Делиля создан на основе визуального дневника; наблюдения и зарисовки повседневной жизни складываются в современный облик вечного города.

– Комикс – это не только форма массовой культуры, но и способ художественного осмысления реальности, – отмечает одна из авторов выставки, главный библиотекарь сектора хранения книг Анастасия Березовская. – Он включает такие жанры, как bande dessinée, манга, комикс-стрип, графический роман  и другие разновидности визуального повествования. Через взаимодействие изображения и текста – а иногда и только изображения – можно просто и эмоционально рассказывать и о повседневности, и о самых сложных вопросах человеческой жизни.

Выставка продлится до 10 декабря, ознакомиться с ней можно по адресу: ул. Красноармейская, 71 (вход с ул. Карташова).

Посещение экскурсий без предварительной записи:

• 10 ноября в 14:00 – открытие;
• 1 декабря – в 16:00;
• 6 декабря – в 14:00.

Для самостоятельного посещения выставка доступна в часы работы Российско-немецкого дома:

понедельник – четверг – с 9:00 до 18:00;
пятница – с 9:00 до 16:30;
суббота и воскресенье – выходные дни.

Возрастное ограничение: 12+.

Яндекс.Метрика